Результативность опыта - Управление образования Краснояружского района


Результативность опыта

^ Динамика уровня обученности

Качество знаний за время работы над опытом:


Год, класс обучения

Качество знаний

2004-2005

83%

2005-2006

72%

2006-2007

75%


Динамика уровня воспитанности

Диагностика уровня воспитанности проводилась по трем направлениям:

  1. Когнитивный компонент

  2. Аффективный компонент

  3. регулятивный компонент

Щербакова Надежда Ивановна

Учитель начальных классов II категория


Когнитивный компонент предполагает знание детьми основ базового этикета.

^ Аффективный компонент указывает на степень включенности эталонов поведения в структуру знаний и их принятие.

Регулятивный компонент определяет умение ребенка демонстрировать правила поведения в повседневной жизни.


^ Диагностика когнитивного компонента.


Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

04-05

10%

35%

55%

05-06

30%

30%

40%

06-07

40%

26%

34%


Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что запас знаний о правилах поведения повышается с 10% до 40%


^ Диагностика аффективного компонента.


Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

04-05

10%

30%

60%

05-06

25%

37%

38%

06-07

32%

25%

43%


Результаты диагностики показывают на увеличение количества детей с 10% до 32% которые принимают полученные знания за эталон поведения.


^ Диагностика регулятивного компонента.


Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

04-05

18%

32%

50%

05-06

35%

19%

46%

06-07

48%

21%

31%


Анализ позволяет сделать вывод, что количество детей с высоким уровнем развития регулятивного компонента уровня воспитанности повышается с 18% до 48%.

^ Диагностика личности обучающихся.


В период работы над опытом проводилось исследование личности обучающихся посредством таких методик как «Тест возрастающей трудности» Равенна, которая направлена на диагностику уровня развития невербального интеллекта и


Щербакова Надежда Ивановна

Учитель начальных классов II категория


«Исследование уровня развития словесно-логического мышления» М.Ф.Замбацявичене, основная цель применения которой - определение уровня развития словесно-логического мышления.


^ Результаты по методике «Тест возрастающей трудности».


Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

03-04

40%

30%

30%

04-05

45%

35%

20%

05-06

48%

37%

15%

06-07

50

37%

13%



^ Результаты по методике

«Исследование уровня развития словесно-логического мышления».


Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

03-04

32%

23%

45%

04-05

38%

18%

44%

05-06

54%

23%

23%

06-07

69%

23%

8%



Результаты представленных таблиц свидетельствуют о том, что к окончанию обучения в начальном звене 50% обучающихся имели высокий уровень развития невербального мышления, и у 69% обучающихся был выявлен высокий уровень сформированности логических операций.


Щербакова Надежда Ивановна

Учитель начальных классов II категория


Литература:

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс. М. : ВЛАДОС, 2001

  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс. М. : ВЛАДОС, 2001

  3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. М. : ВЛАДОС, 2001

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. –М., 1996. – с. 405-408

  5. Годфруа Ж. Что такое психология / Пер. с франц. – М., 1996. – с.414-419

  6. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.М.Ломова и др.- М., 1983. – с.136-137

  7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. М.,1996. с.69-70

  8. Теплов Б.М. Избранные труды. –Т.И.-М.,1985.-с.265-266

  9. Философский энциклопедический словарь. – М.,1989. с.215-216

  10. Фридман Д. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет / Пер c англ.-М.,1995.-с.92

  11. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка - М.: ж."Начальная школа", 1999г. №8



Щербакова Надежда Ивановна

Учитель начальных классов II категория


Приложения:

  1. Приложение №1 - Мобилизирующий этап.

  2. Приложение №2 - Минутки чистописания.

  3. Приложение №3 - Словарно-орфографическая работа.

  4. Приложение №4 - Знакомство с новым материалом.

  5. Приложение №5 - Закрепление изученного материала.

  6. Приложение №6 - Кружок «Интеллектуальные игры»



Приложение 1

Мобилизующий этап.


1) На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом:


З




Р

М

М

Р

З





У. Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?

Д. Карточку с буквой ^ М в нижнем ряду надо поставить в свободный кармашек.

Карточку с буквой З поместить в тот кармашек, где буква М. карточку с буквой Р положить в кармашек, где буква З. теперь буквы в верхнем и нижнем ряду находятся в одинаковом порядке.

У. Какие звуки обозначают звук ^ М, Р, З и каковы их общие качества?

Д. Буква М обозначает звук [м], буква Р – звук [р], буква З – звук [з]. Все три звука согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.


2) Расположение карточек с буквами на наборном полотне:


И




Л

Л




И


У. Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково? Дайте два правильных ответа.

Д. В этой задаче возможны два решения. Первое: карточку с буквой ^ Л в нижнем ряду надо переставить в свободный кармашек. На ее место поставить карточку с буквой И. Карточку с буквой Л поместить в кармашек, где была буква И. Второе:

Карточку с буквой И в нижнем ряду поставить в свободный кармашек. На ее место - карточку с буквой ^ Л. В первом и во втором случаях карточки с буквами имеют одинаковый порядок в обоих рядах.

У. Назовите качества звуков, обозначенных буквами Л и И.

Д. Буква ^ Л обозначает звук [л]. Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Буква И обозначает звук [и]. он гласный, может быть ударным и безударным.


Приложение 2

^ Минутки чистописания.

  1. Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т, п, к, е, н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя.

  2. На минутке чистописания мы будем писать букву, которая является следующей в этом ряду: О, Д, Т, Ч, П…Какая это буква? Обоснуйте свой ответ.

  3. Прочитайте написанные на доске слова: бумага, гиря, ряд. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

  4. Прочитайте написанные слова: выкопал, налетают, стемнеет,

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в приставке глагола настоящего времени и обозначает непарный звонкий твердый звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

5) В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:

м…ч, р…д, в…з, д…д, н…н, м…мл…

Какая это буква? Определите порядок следования букв в данном ряду.

Яяб Яяв Яяг Яя…

Продолжите данную запись до конца строки, ориентируясь на алфавит.

6) На доске написан ряд букв: е, е, ю, я, и, ь.

Найдите лишнюю букву в данном ряду. Эту букву мы и будем писать на

Минутке чистописания:

Ььь ьь ь…

7) Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав

Данную запись:

5 3 1

д в ?

Какая это будет буква? (а) Минутка чистописания сегодня

Ааб Аав Ааг Аа…

8) Определите порядок написания букв в данном ряду:

Фмф Фмфф Фмффф…..

Напишите этот ряд букв, соблюдая указанную последовательность.

9) На доске написан ряд слов:

Яблоко, каток, океан, ракита

Найдите общее в этих словах. (к)

Определите порядок следования букв в данном ряду:

Кка Ккя Кке Кк…..

10) На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей

в данном ряду:

б, в, г, д, ж…

Следующей буквой будет буква з. Определите последовательность букв

в цепочке и продолжите ее.

Ззае Ззяю Ззеи Зз….


Приложение 3

Словарно-орфографическая работа.

У. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если решите задачу этого хитрого прямоугольника. Какое это слово? Как вы его нашли?





О

Р

Е




И

С

Т




И

П

А




Р

И

С




О

Т

А




Т

О

М


Д. Сегодня мы познакомимся со словом малина. Для того, чтобы его прочитать, мы подставили первые буквы с словах, написанных по горизонтали, а затем соединили и прочитали эти буквы по вертикали.

У. Что такое малина?

Д. Малина - это сладкие красные ягоды.

У. Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?

Д. Малина - это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.

У. Скажите полностью, что такое малина?

Д. Малина - это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.

У. По поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.

Найдите слово малина в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?

Д. В слове малина непроверяемая безударная гласная а.

У. Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить?

Д. Слово маленький.

У. Прочитайте фразы, написанные на доске.

Д. ^ Не жизнь, а малина; малиновый звон.

У. Что обозначает первая фраза?

Д. Фраза не жизнь, а малина обозначает очень хорошую жизнь.

У. Что обозначает фраза малиновый звон?

Д. Фраза малиновый звон обозначает красивый нежный звук.

У. Почему в этих фразах употреблено слово малина?

Д. В этих фразах употреблено слово малина, потому что это очень хорошая, вкусная, нежная ягода.

У. Да. И качества ягоды-малины переносятся на другие предметы: жизнь, звон. А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.


Приложение 4

^ Знакомство с новым материалом.

Высокий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило. Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.


^ Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.


дочь врач

тишь шалаш

рожь нож


Низкий уровень. Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:


дочь врач

тишь шалаш

рожь нож

Ответьте на следующие вопросы:



Приложение 5

Закрепление изученного материала.

1. Тема. Изменение глаголов в прошедшем времени.


Упражнение 1

Прочитайте слова. Осуществите классификацию глаголов по самостоятельно найденному признаку.

^ Говорил, светила, играло, читали, вспоминали, белело, ловило, прыгал, наступило, посеяла, посадил, собрали, шуршал, звенела, вылетели, синело.


Упражнение 2

Прочитайте пары предложений. Напишите их в следующем порядке: пары предложений, в которых нет глаголов настоящего и прошедшего времени; предложения, в которых нет глаголов прошедшего и будущего времени; предложения, в которых нет глаголов будущего времени. Вставьте пропущенные буквы. Укажите время глаголов.

^ Большая рыба - к…товая акула . Питается маленькой с.ледкой, а людей не трогает.

Кашалот - отлич…ный нырял…щик. Нырнет в глуб… моря на уелый к…л…метр и

тол…ко через час вынырнет и внов… вд…хнет

Ш…в…лят лучами и п…лзут по дну морские звезды. Нашли р…ковину, …бхв…тили ее, лучами при…ткрыли створки моллюска и с…ели его.


Упражнение 3

Прочитайте пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Объедините их между собой по четырем признакам одновременно. Признаки группировки определите самостоятельно. Какая поговорка оказалась лишней? Почему?

^ Душа в пятки ушла.

Дернуло за язык.

Пропал, как камень в воду канул.

Кровь застыла в жилах.

Сорвалось с языка.

Нано снарядились, да поздно в путь пустились.

Он словно сквозь землю провалился.


.Справка:

Группировка осуществляется по смыслу (значению) фольклорных единиц, времени, числу и роду глаголов.


Упражнение 4

Прочитайте предложения. Составьте из них текст, ориентируясь на таблицу. Подчеркните орфограммы.

^ Для ящерицы хвост - защита.

Какое-то время ящерица поживет без хвоста.

По-разному используют животные свои хвосты.

Приложение 5

Некрасивое стало животное, зато жизнь себе сохранило.

А самой ящерицы след простыл.

Враг кинется к ней, схватит за хвост и останется с ним в зубах.


^ 2. Тема. Имя существительное.

Упражнение 1

Прочитайте. Напишите существительные с предлогами, которых нет в правом столбике. Укажите склонение, падеж и окончание существительных.

в огород… к доек…

к застав… до пек…

на бархат… о враг…

к бригад… о петух…

о гибел… на

без бумаг… к сестри…

к берез… на

из плесен… о добр…

к почт… к берез…

по арен… на кон…

к больни… о дожд…


8154393918129767.html
8154520141332632.html
8154670693812177.html
8154742444440995.html
8154876574063341.html