Воспитательная система школы-интерната включает - Программа развития школы интерната №1 на 2010-2015 годы


^ Воспитательная система школы-интерната включает:

  1. Целеполагание как систему формирования ведущих интегративных качеств, определяющую диагностику и содержание воспитательной деятельности, систему педагогических отношений и характер деятельности учащихся;

  2. Содержание практической деятельности педагогов и учащихся (система коллективных творческих дел, поручений, заданий, традиций, определяющих социально-ценный жизненный опыт детей и духовно – нравственную атмосферу школы-интерната);

  3. Содержание просвещения в области культуры, духовного наследия, этики, эстетики, патриотизма, нравственности, толерантности, психологии, обеспечивающее развитие духовности школьника и его сознательное участие в воспитательном процессе;

  4. Совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания);

  5. Непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание (качества, которые надо сформировать у обучающегося, систематически отслеживаются);

  6. Обеспечение необходимых условий для достижения достаточной результативности педагогического труда, развития педагогической культуры учителей.

Воспитательная система школы-интерната - развивающая система. В процессе работы постоянно конкретизируются цели воспитания на основе ориентировочных моделей выпускников. (Социально адаптированных, духовно-нравственных воспитанников, готовых реализовать свои знания и умения в социальной среде).

Цель: создание в школе-интернате среды воспитания, способствующей нравственному, физическому развитию обучающихся, их социализации и адаптации в современном мире. Готовых служить Отечеству на государственной и иной службе.

Задачи:

направление системы воспитательной работы сделать гуманистической, то есть повернуть к личности ребенка, его интересам, способностям, потребностям:

^ Предполагаемые результаты:

  1. воспитание гуманной личности с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, любви ко всему живому и забота о нем, с коммуникативными особенностями, формирование гражданско-патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  2. воспитание человека культуры, свободной личности с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

  3. воспитание творческой личности с развитой эмоциональной сферой, индивидуальными способностями, готовой к самосовершенствованию;

  4. укрепление здоровья воспитанников через овладение умениями и навыками заботы о своём здоровье, потребностью к здоровому образу жизни;

  5. повышение уровня воспитанности учащихся.

Основные направления работы.

  1. Программа воспитательной работы основана на следующих направлениях деятельности:

  2. 1. Воспитание культуры здоровья: физического, психического, нравственного.

  3. 2. Духовно- нравственное и интеллектуальное воспитание.

  4. 3. Гражданско-патриотическое «Социальное кадетство».

  5. 4. Художественно-эстетическое и культурологическое воспитание.

  6. 5. Профессионально-трудовое (допрофессиональное) воспитание.

  7. 6. Семейное воспитание, воспитание семьянина, родителя.

  8. 7. Развитие ученического самоуправления и поддержка деятельности общественных объединений и организаций.

  9. 8. Правовое воспитание, профилактика правонарушений.

  10. 9. Спортивно-туристическое и экологическое направление.


3.3. Конкурентные преимущества школы - интерната


Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

Анализ состояния внешней социокультурной и внутренней образовательной среды, конкурентных преимуществ позволяет сделать вывод о положительных тенденциях перспективы инновационного развития школы-интерната.

^ 4. Концепция развития школы-интерната

4.1 Ценностные и научно-педагогические основания модели развития

Аксиологическую основу новой модели кадетских классов составляет философия гуманизма, устанавливающая наивысшую ценность человека, интересов его развития и самореализации в обществе и культуре. Человеческая сущность раскрывается здесь через понятия индивидуальности и свободы. Индивидуальность создается самим человеком на протяжении всей жизни, свобода - жизненное приобретение как результат раскрытия индивидуальности.

Сегодня массовая отечественная школа в рамках модернизации образования находится на этапе поиска новых моделей организации образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку подрастающих поколений к жизни в условиях постиндустриальной цивилизации, гражданского общества, демократического государства, динамично развивающейся наукоемкой экономики, информационных технологий.

Для школы-интерната важным является ориентация на современные тенденции развития российского образования, заявленные стратегической национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»:

повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

Для достижения заявленных Программой развития результатов необходимы соответствующие требования к педагогам.

Концептуальная модель компетентностей педагогов школы-интерната:

наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;

способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;

способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;

стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;

наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;

наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;

готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;

освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании;

принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;

наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;

сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;

осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе.

Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Образовательный процесс в школе-интернате ориентирован на следующую систему ценностей:



^ 4.2 Миссия школы-интерната

Школа - интернат видит свою миссию в адаптации учащихся к жизни в современном обществе на основе основного общего образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности и социальной адаптации воспитанников в окружающей среде (обществе).

Миссия школы-интерната заключается в создании условий развития социально незащищенных детей, детей с ослабленным здоровьем.

Главный акцент в своей деятельности школа-интернат, исходя из неоднородности контингента учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, образовательный процесс строится, а технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе-интернате комфортно. Воспитание успешной конкурентоспособной личности, имеющей активную жизненную позицию и ориентированной на патриотическое служение Отечеству.

^ 4.3 Модель выпускника школы-интерната

Модель выпускника школы-интерната, в которой непосредственно воплощается и реализуется данная миссия, включает в себя компоненты:


Выпускник школы-интерната– это человек, обладающий:

Деятельность школы по реализации данной модели выпускника осуществляется на основе следующих общепедагогических принципов:



^ 4.4. Перспектива образовательной системы школы-интерната

Общим принципом построения образовательной системы новой школы выступает взаимодополняемость формальной и неформальной образовательных сред. Формальная образовательная среда существует в виде классно-урочной системы, ориентированной на социализацию и формирование системных знаний учащихся об окружающем мире, универсальных умений и ключевых компетенций в границах государственного образовательного стандарта.

Неформальная образовательная среда существует в виде сети разнообразных творческих объединений и системы психолого-педагогической поддержки индивидуализации, личностного и профессионального самоопределения. Неформальная образовательная среда в наибольшей степени открыта к взаимодействию с внешними социальными институтами на основе отношений партнерства.

Взаимодействие этих образовательных сред осуществляется в процессе проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников на ступени основного общего образования. Интернат является школой круглосуточного пребывания, образовательный процесс в формальной и неформальной среде разделен во времени.

^ Общая структура образовательной системы включает в себя ступень общего образования, систему внутришкольного дополнительного образования и модуль психолого-педагогической поддержки.

^ Ступень общего образования (5 – 8 кл.) решает педагогические задачи адаптации воспитанников к новым социально-бытовым условиям, развития социальных мотивов кадетов, формирования их первичного опыта самоопределения в выборе сферы своих ценностных предпочтений, интересов, склонностей, круга и характера социальных взаимодействий. Приоритетной воспитательной задачей выступает развитие мотивов самопознания и определения своего отношения к Другим в поликультурной реальности. Стимулируется участие кадетов в деятельности различных творческих объединений и детских общественных организаций. Приоритетной дидактической задачей становится формирование познавательной и преобразовательной культуры на основе включения в продуктивную деятельность на основе использования интерактивных методов обучения. Основными критериями качества образовательного процесса на данной ступени являются сформированность ключевых компетенций в учебной деятельности, социальных мотивов самовыражения и самореализации в творческой деятельности, активная позиция и ответственность в учебной и внеучебной деятельности.

^ Предпрофильное образование (9 кл.) кадетских классов решает задачи выбора воспитанниками общих направлений индивидуального образовательного маршрута. На данной ступени в полной мере начинается реализация потенциала сетевых взаимодействий кадетских классов с социальными партнерами для организации педагогических условий осознанного выбора воспитанниками областей будущей профилизации. В образовательном процессе приоритетными являются продуктивные педагогические и информационные технологии. Деятельность сети творческих объединений строится на данной ступени с выраженной профориентационной направленностью. Критерием качества образовательного процесса выступает готовность кадетов к выбору профиля дальнейшего обучения.


^ Система внутришкольного дополнительного образования строится как сеть творческих объединений по интересам и склонностям воспитанников и детских общественных организаций. В деятельность творческих объединений интегрируется внешкольная развивающая работа по учебным предметам и профориентации. Деятельность кадетов в этих объединениях и организациях осуществляется в логике проектирования новых культурных практик, персональные достижения составляют основное содержание портфолио, по качеству которого определяется эффективность функционирования системы.

^ Модуль психолого-педагогической поддержки имеет цель - оказание помощи воспитанникам в решении проблем:



^ 4.4.1 Управление и организационная культура школы-интерната


Общим принципом управления выступает паритетное взаимодействие государственных и общественных управленческих структур в интересах развития личности и удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей. Коллегиальными органами управления школой выступают: Попечительский совет; Педагогический совет; Общее собрание трудового коллектива, Совет школьного самоуправления.

Механизмами управления развитием школы-интерната выступают:

^ Организационная культура строится на основе принципов единоначалия, строгого соблюдения дисциплины, взаимоуважения, взаимопринятия, толерантности и демократичности отношений между участниками образовательного процесса.

Организационная культура соответствует нормам жизни гражданского общества, предполагает широкий спектр возможностей реализации активной жизненной позиции каждого члена школьного образовательного сообщества. Базируется на демократизме в принятии общих законов совместной жизни и обязательной ответственности каждого за их выполнение.

8164310561040451.html
8164392053587844.html
8164498441082435.html
8164559029340394.html
8164629516832430.html