Л. А. Ибрагимова Научный



На правах рукописи


ПАТРУШЕВА ИНГА ВАЛЕРЬЕВНА


ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ


13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Москва – 2010


Работа выполнена на кафедре общей и социальной педагогики

Нижневартовского государственного гуманитарного университета



доктор педагогических наук,

профессор

^ Л.А. Ибрагимова

Научный руководитель:



доктор педагогических наук,

доцент

О.А. Иванова


кандидат педагогических наук,

доцент

А.В. Кандаурова
Официальные оппоненты:

Московский гуманитарный

педагогический институт
Ведущая организация  -


^ Защита состоится " 19 " апреля 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.03 при учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» ^ по адресу:
119435, Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте http://ismo.ioso.ru.

Автореферат разослан " _____" __________ 2010 года.


Ученый секретарь



диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник В.И. Дрига


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. В настоящее время здоровье населения является насущной проблемой российского общества и требует решения не только на уровне здравоохранения, но, прежде всего, на уровне социальной политики государства, регионов, деятельности отдельных учреждений и каждого человека.

Социальная работа – это особый вид деятельности, главная цель которого – помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации и не способному в данный момент самостоятельно справиться с ней. Клиентами специалиста социальной работы являются наиболее незащищенные и уязвимые слои населения: старики, дети и подростки, инвалиды, а также люди, которые в силу сложившейся ситуации, не могут самостоятельно преодолеть обстоятельства, затрудняющие их жизнедеятельность.

Исследования показывают, что многие аспекты социальной работы касаются сохранения здоровья и содействуют ему. Спектр функциональных обязанностей специалиста по социальной работе очень широк и включает такие, которые в разном объеме обеспечивают здоровьесбережение клиентов (организация работы по профилактике заболеваний клиентов, помощь им в овладении основами культуры здоровья, санитарно-гигиеническими нормами; формирование ответственного отношения населения к репродуктивному поведению; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.). В связи с этим, высококвалифицированный специалист по социальной работе должен быть компетентным в вопросах сохранения и укрепления здоровья клиентов.

В 2004-2005 гг. на базе учреждений социального обслуживания г. Нижневартовска было проведено пропедевтическое исследование среди специалистов по социальной работе (участвовало 56 человек) с целью анализа актуальности здоровьесберегающей деятельности в социальных службах и выявления степени готовности специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности. В результате, 52% специалистов (29 чел.) отметили, что к ним часто обращаются клиенты, имеющие проблемы со здоровьем и в связи с этим им приходится применять в работе знания, связанные с сохранением и укреплением здоровья клиентов. 75% опрошенных социальных работников (42 чел.) используют методы, связанные со здоровьесбережением, в отношении своих клиентов. Анализ степени готовности специалистов по социальной работе к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности показал, что лишь 50 % специалистов (28 чел.) обладают достаточным уровнем грамотности в данной области, а 30% (17 чел.) обнаруживают недостаточную подготовленность к реализации функции здоровьесбережения. При этом 78% респондентов (44 чел.) отмечают необходимость пополнения знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, результаты исследования подтверждают актуальность заявленной темы.

Учитывая разнообразие проблем и широкий контингент клиентов, подготовка специалистов по социальной работе в современных условиях должна носить комплексный, интегративный и междисциплинарный характер. Поэтому одним из важных направлений профессионального обучения будущих специалистов по социальной работе в вузе является целенаправленное формирование компетентности здоровьесбережения.

Изучение вопросов формирования профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием становится одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Методологические и теоретические аспекты развития профессиональной компетентности отражены в работах Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Ю.Н. Петрова, Ю.В. Варданян, Дж. Равена, Б.С. Гершунского и др. Виды, специфика, методика формирования компетентности рассматриваются в работах: Н.А. Аминова, Л.Н. Боголюбова – социальная компетентность; Л.Г. Антропова, С.М. Рогожкиной, О.В. Фадейкиной – коммуникативная компетентность; А.С. Белкина, А.Л. Бусыгиной, Н.Н. Лобановой, В.В. Нестерова – педагогическая компетентность; Н.Г. Витковской – информационная компетентность; А.Н. Кузьмицкой, Н.В. Остапчук – психологическая компетентность; О.А. Пановой, А.А. Черемисиной – правовая компетентность.

Следует отметить возрастание интереса отечественных и зарубежных ученых к проблеме становления профессиональной компетентности специалистов по социальной работе. Духовно-нравственные основания профессиональной деятельности специалиста, развитие профессионально важных личностных качеств широко представлены в работах Е.И. Холостовой. В исследованиях Н.Б. Шмелевой рассматриваются теоретико-методологические и методические основы формирования и развития личности специалиста социальной сферы в ракурсе его обучения в многоуровневой системе образования. М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, П.Д. Павленок, Л.В. Топчий, О.В. Балагурова, В.А. Дегтерев изучают проблемы становления профессиональной компетентности социального работника в процессе обучения в вузе. Особенности формирования культурологической, управленческой и коммуникативной компетентности рассматриваются в ряде работ зарубежных авторов (И.М. Ленер, Ю. Гриз, И. Тёпфер, М. Доэл, С. Шадлоу). Социально-педагогические аспекты деятельности специалистов по социальной работе раскрываются В.Г. Бочаровой, О.В. Симен-Северской. Исследованию социально-психологической компетентности социальных работников посвящены труды И.А. Зимней, А.К. Марковой, О.В. Минкиной. Тем не менее, проблемы формирования компетентности здоровьесбережения специалистов по социальной работе специально не рассматриваются.

Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения наиболее глубоко изучены в отношении сферы образования: проблема валеологического образования школьников (Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шаратура, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, Е.А. Овчаров, М.Я. Виленский Г.К. Зайцев, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева), организации здоровьесбережения в учреждениях образования (Н.К. Смирнов, М.М. Безруких, Н.П. Абаскалова, Т.Ф. Акбашев, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Л.Г.Татарникова, С.В.Попов); здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (О.В. Грининой, О.П. Добромысловой, Г.А. Кураева, В.П. Лавренко, Т.В. Маляренко, Л.А. Петровской, Д.И. Рыжакова, В.И. Чиркова и др.). Отдельные аспекты подготовки педагогических кадров к осуществлению здоровьесбережения учащихся раскрываются в работах Г.К. Зайцева, А.Г. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Е.А. Овчарова, Л.В. Радионовой и др.

В последние годы получает распространение медико-социальное направление в социальной работе, основоположниками которого являются: А.В. Мартыненко, Г.П. Артюнина, Е.А. Овчаров. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы представлены в трудах Ю.Ю. Шурыгиной, П.В. Ивачева и др. Цели, функции и виды деятельности специалиста по социальной работе в области реализации медико-социальной помощи населению исследуются Е.И. Холостовой, П.Д. Павленком, В.И. Курбатовым и др. Однако, вопросы формирования компетентности здоровьесбережения социальных работников изучены недостаточно.

Таким образом, противоречие между потребностью общества в подготовке компетентных специалистов по социальной работе, позволяющей им эффективно работать с различными категориями клиентов, с одной стороны, и не разработанностью теоретического обоснования, содержания, форм и методов формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов в процессе обучения в вузе, с другой стороны, порождает проблему теоретического осмысления сущности процесса формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов и разработки содержания, форм и методов формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе. Необходимость разрешения обозначенной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе».

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в вузе.

^ Предмет исследования – формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе.

Цель исследования – выявление и научное обоснование организационно-педагогических условий, способствующих формированию компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе.

^ Гипотеза исследования – формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе будет более эффективным, если:

  1. компетентность здоровьесбережения рассматривается как компонент профессиональной компетентности специалиста по социальной работе, а сущностные и структурно-содержательные характеристики этого понятия определяются с позиции междисциплинарного подхода;

  2. формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе основывается на концепции валеологического образования, гуманистическом, личностно-деятельностном, ценностном, системном, контекстно-компетентностном подходах, а также принципах: триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной детерминации профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности, профессиональной направленности образовательного процесса в вузе и профессионального самосовершенствования студентов;

  3. содержание профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе ориентируется на формирование мотивации здоровья, теоретическую и практическую готовность будущих специалистов по социальной работе к здоровьесберегающей деятельности; процесс формирования компетентности здоровьесбережения основывается на интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности с максимальным приближением теоретического обучения к практике социальной работы, сочетании инновационных и традиционных педагогических технологий и деятельностной позиции студентов в ходе обучения.

Для достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. С позиции междисциплинарного подхода проанализировать сущностные и структурно-содержательные характеристики компетентности здоровьесбережения как компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

  2. Обосновать теоретические подходы и принципы формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе.

  3. Разработать модель формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе, способствующую теоретической и практической подготовке будущих специалистов по социальной работе к здоровьесберегающей деятельности.

  4. Разработать методическое обеспечение формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе, включающее учебные программы спецкурсов и программы практик.

^ Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция валеологического образования (Э.М. Казин, Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Г.Л. Апанасенко, В.П. Казначеев, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Е.А. Овчаров, Л.Г. Татарникова, А.Г. Хрипкова, Н.К. Смирнов и др.; гуманистический подход (Ш. Бюлер, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, А.В. Петровский, А.А. Вербицкий); личностно-деятельностный подход в образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская); ценностный подход в образовании (Е.П. Белозерцев, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров); системный подход в социальном образовании (Л.В. Топчий, С.И. Григорьев, О.В. Балагурова и др.); контекстно-компетентностный подход (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, Дж. Равен, Ю.В. Варданян, А.В. Хуторской, В.А. Болотов, В.В. Сериков, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина и др.).

^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов, адекватный природе изучаемого явления: теоретические (анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературы; анализ нормативных документов, учебных планов и Государственных образовательных стандартов; обобщение передового опыта по проблеме исследования; абстрагирование и конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование); эмпирические методы (анкетирование, педагогический эксперимент, моделирование, методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных).

^ Этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2009 годы.

Первый этап (2003 – 2005 гг.) – поисково-теоретический, на котором осуществлялось: теоретическое осмысление проблемы; изучение психологической, педагогической, социологической литературы и диссертационных исследований по проблеме формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе; сбор эмпирических данных по теме исследования; изучение нормативных документов в области профессионального образования; формирование исходных методологических позиций, формулировка рабочей гипотезы, конкретизация целей и задач исследовательской работы; выявление организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе; проведение констатирующего эксперимента.

^ Второй этап (2005 – 2008 гг.) – опытно-экспериментальный включал: обоснование, организацию и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы по выявлению эффективности организационно-педагогических условий формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе; анализ полученных результатов.

^ Третий этап (2008 – 2009 гг.) – аналитико-обобщающий: анализ, уточнение, обобщение полученных данных; статистическая обработка результатов; подведение итогов исследования, оформление диссертационной работы и автореферата; определение дальнейших направлений исследования проблемы.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы.

^ Основные понятия по теме исследования:

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией (компетенциями), включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

^ Профессиональная компетентность – интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность решать профессиональные задачи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессии и профессионально-обусловленных качеств личности.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

^ Теоретическая значимость исследовани�� состоит в обогащении педагогических знаний, за счет:

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что:

^ Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными.

^ Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на конференциях различного уровня: региональных научно-практических конференциях (Томск, 2003 г., Нижневартовск, 2004, 2005, 2007, 2009 гг.); окружной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования» (Нижневартовск, 2004 г.); всероссийских научно-практических конференциях (Пенза, 2004 г., Екатеринбург, 2006 г., Нижневартовск, 2007 г.); международной научно-практической конференции «Человек в Российской повседневности: история и современность» (Пенза, март 2008 г.); VIII Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» (Москва, 2008 г.); VIII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы» (Москва, 2009 г.). Также результаты исследования были представлены на окружных и городских семинарах для специалистов системы социальной защиты населения.

^ Внедрение результатов исследования осуществлялось в БУ СПО «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» г. Нижневартовска, АОУ Тюменской области дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» г. Тюмени.

^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Компетентность здоровьесбережения специалиста по социальной работе выступает важной структурной составляющей его профессиональной компетентности и представляет собой интегральную характеристику личности специалиста, включающую в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты, которые содержат знания, умения и установки, определяющие его способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с реализацией здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания социальной помощи.

  2. ^ Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе основывается на концепции валеологического образования, гуманистическом, личностно-деятельностном, ценностном, системном, контекстно-компетентностном подходах, а также принципах: триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной детерминации профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности, профессиональной направленности образовательного процесса в вузе и профессионального самосовершенствования студентов.

  3. ^ Модель формирования компетентности здоровьесбережения, основывающаяся на интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности с максимальным приближением теоретического обучения к практике социальной работы, сочетании инновационных и традиционных педагогических технологий и деятельностной позиции студентов в ходе обучения, способствует формированию мотивации здоровья, теоретической и практической готовности будущих специалистов по социальной работе к здоровьесберегающей деятельности.

^ Структура диссертации. Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 224 источника (из них 14 на иностранном языке), и приложений; проиллюстрирована схемами, таблицами и рисунками.


8294945465051828.html
8295184266329244.html
8295367570799175.html
8295466359397691.html
8295489545197163.html